Цены на сайте указаны в БЕЛОРУССКИХ РУБЛЯХ (BYN).
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.10 (5 Votes)

Указ о "черных копателях": мнение адвоката.

Полный текст статьи и координаты адвоката : http://www.rka.by/blogs/ukaz-o-chernyh-kopatelyah-mnenie-advokata

15 декабря 2015 года был официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 14.12.2015 N 485 "Аб удасканаленнi аховы археалагiчных аб'ектаў i археалагiчных артэфактаў" (далее – Указ №485). Этот правовой акт ждали давно – археологи и иные представители официальной исторической науки с надеждой, так называемые «черные копатели» (лица, производящие археологические раскопки без надлежащего образования, навыков и разрешения) со страхом, а добропорядочные коллекционеры с настороженностью. Оправдал ли новый документ хоть чьи-либо ожидания?

Указ №485 дал определение двум ключевым понятиям «археологический артефакт» и «поиск археологических артефактов». На них нужно обратить особое внимание, поскольку все дальнейшие запреты, ограничения и предписания Указа будут строиться именно вокруг этих понятий.

Итак, «археологический артефакт – это движимые материальные объекты, возникшие в результате жизни и деятельности человека более 120 лет тому назад, сохранились в культурном слое или на дне природных и искусственных водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленным законодательством об охране историко-культурного наследия, и на момент их обнаружения не имеют собственника».

Исходя из вышеизложенного не являются археологическими артефактами:

- материальные объекты, возникшие не в результате жизни и деятельности человека (бивни мамонта, клыки саблезубого тигра);

- объекты возникшие менее 120 лет тому назад – на момент вступления в силу Указа №485 это все вещи моложе 18.03.1896 года, а соответственно не будут археологическими артефактами предметы периода, например, первой мировой войны;

- объекты, сохранившиеся не в культурном слое, и не на дне природных и искусственных водоемов, а передаваемые, например, из рук в руки от деда к внуку, кроме того формально не будут подпадать под действие Указа №485 клады замурованные в стенах, объекты обнаруженные в подвалах и на чердаках в том числе и заброженных зданий;

-  не имеют исторического, художественного, научного или иного культурного значения,  не могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленным законодательством об охране историко-культурного наследия (на этом признаке археологических артефактов ниже мы остановимся подробнее);

- на момент обнаружения имеют собственника. Например, выбывшие из владения собственника против его воли раритеты могут быть спрятаны на дне реки, но археологическими артефактами по букве Указа №485 не становятся.

Второе ключевое понятие Указа №485 «поиск археологических объектов и археологических артефактов» - это «визуальное или с использованием металлоискателей, георадаров, других технических средств и инструментов обследование поверхности земли и (или) дна природных и искусственных водоемов с осуществлением земляных работ или без осуществления, в ходе которого проводятся полный или частичный сбор i выемка движимых материальных объектов, обладающих признаками археологических артефактов». Например, сбор ценных монет на берегах водоемов после паводка по смыслу Указа №485 к поиску относится, а обследование подвала дома 1900 года постройки нет.

Физическое или юридическое лицо, случайно обнаружившее в земле или на дне водоемов предмет, который может иметь историческое, художественное, научное или иное культурное значение, соответствовать критериям для отнесения к историко-культурным ценностям обязано принять меры к сохранности найденного, немедленно прекратить работы или деятельность, которые могут навредить найденному предмету, в двухдневный срок письменно сообщить в местный исполком (администрацию района в городах), в случае обнаружения движимого объекта передать его на временное хранение, а, если объект признают археологическим артефактом, отдать его исполкому.

Приобрести, продать, подарить, обменять, заложить археологический артефакт со дня вступления Указа №485 в силу можно будет только государственным научным организациям (у государственных научных организаций) и музеям (у музеев). Это ограничение не коснется  археологических артефактов, внесенных  в реестр археологических артефактов, формирование и ведение которого будет осуществлять НАН Беларуси или уполномоченное ею юридическое лицо.

В реестр будут вноситься археологические артефакты на 18.03.2016 года находящиеся во владении граждан и юридических лиц, по заявлением владельцев с приложением двух фотографий 10х15, без взимания платы. Реестр формируется и ведется до 01 января 2017 года.

Как видим, Указ №485 носит скорее воспитательный характер и реальной угрозы для «черных копателей», которые всегда могут придумать легальное объяснение своим раскопкам, не представляет. Только время покажет, какими затратами сил и времени он обернется для местных исполнительных и распорядительных органов, добросовестных коллекционеров, владеющих порой сотнями мелких предметов, формально подпадающих под определение археологического артефакта. 


У нас часто спрашивают можно ли теперь использовать металлоискатель в свете принятия указа номер 485. Поисковики народ законопослушный, поэтому давайте вместе прочитаем этот указ и вообще все законодательство в сфере металлопоиска и разберемся где и когда мы можем использовать металлоискатель без риска быть привлеченными к административной ответственности.

Сразу скажем, что данная статья не является юридической консультацией, а носит информационный характер, и отражает нашу точку зрения. Тем более что в сфере законодательства о защиты археологических объектов на данный момент присутствуют понятия, не имеющие чёткого юридического определения.

Начнем с Постановления Совета Министров РБ от 20.07.2012 года №665, которое ввело "забарону правядзення раскопак і разведак, ажыццяўлення іншых дзеянняў на археалагічных аб’ектах з выкарыстаннем металашукальнікаў, геарадараў, іншых тэхнічных сродкаў і інструментаў без атрыманага ва ўстаноўленым парадку дазволу (адкрытага ліста) НАН Беларусi".

Как видите, запрет на проведение поисков распространяется только на места археологических объектов. В постановлении не приведено определение "места археологического объекта", но перечислены (в общем описательном виде) примеры самих объектов:"умацаваныя пасяленнi (старажытныя гарады, гарадзiшчы, замкi), неўмацаваныя пасяленнi (старажытныя стаянкi, паселiшчы, асобнае жыллё), курганныя i грунтавыя могiльнiкi, асобныя пахаваннi, некропалi, маўзалеi i iншыя пахаваннi, старажытныя збудаваннi i iншыя аб’екты гаспадарчага i вытворчага прызначэння, фартыфiкацыйныя збудаваннi, культавыя збудаваннi (храмы, манастыры, свяцiлiшчы, месцы спраўляння абрадаў, каменныя крыжы, культавыя камянi, каменныя статуi, абелiскi), iнфраструктура сухапутных, водных i водна-волакавых шляхоў, манетныя i рэчавыя скарбы".

Из всего вышесказанного делаем вывод о том, что данным постановлением запрещено вести раскопки и поиск металлоискателем (а также вести любую другую деятельность) на месте археологического объекта.

Что касается Указа Президента РБ #485. Как сказано в комментарии к Указу на сайте президента, он «направлен на создание дополнительных условий для сохранения культурного наследия Беларуси, а также предотвращение деятельности «черных копателей».

Использование металлоискателей, георадаров и других технических средств и инструментов для поиска археологических объектов и артефактов допускается только при проведении в установленном порядке археологических исследований. ”

Если коротко, то Указ запрещает поиск археологических объектов и артефактов без получения соответствующего разрешения.  Согласно документу, археологическим артефактом являются материальные объекты, которые возникли в результате жизни и деятельности человека возрастом более 120 лет, обнаруженные в культурном слое или на дне водоемов, и на момент обнаружения, не имеющие владельца. 

Из Указа ясно , что с металлоискателем запрещено искать археологические объекты старше 120 лет.

Теперь о самих металлоискателях. Эти приборы, как и многие другие измерительные приборы не запрещены и не ограничены в обороте. Это не оружие. Их можно покупать, продавать, хранить, возить с собой в машине, дарить, использовать для поиска металлических предметов (за исключением археологических артефактов) и т.д.

Из контекста всех законов можно сделать вывод что «если вы не черный копатель» и не занимаетесь поиском археологических артефактов, то вы не нарушаете закон. Использование металлоискателя само по себе разрешено законом и не является преступлением. Например, вы вправе использовать свой металлоискатель, для следующего:

- поиск современных (моложе 120 лет) изделий: современных монет, советских монет, монет моложе 1896 года, артефактов Первой и Второй мировых войн и т.п.

- поиск закопанных вами металлических целей (спортивный металлопоиск, активный отдых для детей и пожилых людей на природе, все случаи, когда для развлечения (либо в рекламных целях) в землю закапываются «цели-клады» и ставится задача их скорее найти)

- поиска своих и чужих утерянных металлических вещей и приборов (например, поиск утерянного кольца, сережки на пляже или сотового телефона);

- поиск метеоритов (есть люди, которые этим серьёзно увлекается)

- поиск коммуникаций (провода, трубы, люки). Часто бывает, что дом построили, а где проложили трубы забыли. И чтобы их не повредить при строительстве другой постройки ищу коммуникации с помощью металлоискателя.

- поиск металлолома

- и т.д. множество других применений 

В общем и целом, нужно помнить, что мы живем в правовом государстве. И изъять ваше имущество и выписать штраф можно только по решению суда. Не нарушайте закон, доказывайте свою правоту и всё у вас будет в порядке.

 

Свои действия нужно согласовать с собственником земли. Если вы этого не сделали, вы теряете право на находки. Вот как регулируется право на находки в Гражданском кодексе РБ.

Статья 228. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
2. Нашедший вещь обязан заявить о находке в орган внутренних дел или орган местного управления и самоуправления, если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны.
3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя, либо сдать на хранение в орган внутренних дел, орган местного управления и самоуправления или указанному ими лицу.
Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшими вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.
4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 229. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в орган внутренних дел или орган местного управления и самоуправления (пункт 2 статьи 228) лицо, управомоченное на получение утерянной вещи, не будет установлено и не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу, либо в орган внутренних дел, либо орган местного управления и самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.
2. Если нашедший вещь откажется от приобретения ее в собственность, найденная вещь поступает в коммунальную собственность.

Статья 230. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь

1. Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, имеет право получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в коммунальную собственность – от соответствующего органа местного управления и самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.
2. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом, а в случае недостижения соглашения – судом.
Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или попытался ее утаить.

Статья 234. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором был обнаружен клад.
2. В случае обнаружения клада, содержащего материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, такие объекты подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.